Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 2 Основы теории спроса и предложения » 2.3 Равновесная цена

2.3. Равновесная цена

Каким образом под воздействием спроса и предложения устанавливается цена товара Х на рынке? Рассмотрим рынок товара Х и формирование его цены. Для этого сравним QDx и QSx при различных значениях Рх и совместим таблицы 1 и 2 в табл. 3.

Таблица 3

Возьмем соотношение А: как видно из табл. 3, при цене Рх = 10 руб. потребители предъявляют спрос на 700 тыс. шт., а производители предлагают лишь 50 тыс. шт. товара Х. Такая ситуация не может длительное время сохраняться на рынке. Действительно, фирмы, продав 50 тыс. шт. товара Х, будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это заставит производителей нанять дополнительные производственные ресурсы и расширить производство, поскольку каждая дополнительно проданная единица товара Х сулит им прибыль. Но в точке В при Рх = 15 руб. существует излишек спроса и нехватка товара Х, поэтому производители по-прежнему будут стремиться расширить производство. Избыточный спрос оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» цены вверх.

Когда производство товара Х достигнет 350 тыс. шт., на рынке установится цена Рх = 20 руб., у фирм исчезнут причины увеличивать выпуск товара Х. Дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар Х и сокращением в этой связи количества товара, на который предъявляется спрос. В результате на рынке появятся излишки товара Х, например, при Рх = 25 руб. излишнее предложение составит 240 тыс. шт. Нереализованная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Вот почему и такая ситуация не может сохраняться длительное время – избыточное предложение оказывает на цены давление «сверху», заставляя цены понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара Х, пока на рынке не установится цена Рх = 20 руб. Только при такой цене две противоположные силы давления на цены – сверху и снизу – уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены.

Итак, равновесная цена – это цена, при которой количество товара Х, на которое покупатели предъявляют спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями, т.е. при которой QDx=QSx.

Все остальные цены являются неравновесными.

Если перенести данные табл. 3 на график, то обнаружим, что равновесие достигнуто в точке Е пересечения кривых спроса D и предложения S (рис. 4).

Рис. 4. Равновесие на конкурентном рынке. Законы спроса и предложения

Равновесие конкурентного рынка достигается в точке Е. Увеличение спроса вызовет рост и цены товара, и его количества. Увеличение же предложения приведет к росту Q, но уменьшению P.

Законы спроса и предложения. Как известно, существует ряд факторов, которые помимо цены Рх воздействуют на QDx и QSx. Изменение любого из этих факторов приводит к изменению либо спроса, либо предложения, что сопровождается сдвигом или кривой D или S; в результате равновесие будет достигаться при других значениях Рх.

Строго говоря, все возможные случаи воздействия факторов на спрос и предложение можно свести к четырем вариантам:

1) увеличение спроса;

2) снижение спроса;

3) расширение предложения;

4) сокращение предложения.

Изучение влияния этих вариантов на равновесные значения Ре и Qе нагляднее проводить с помощью графиков. Обратимся к рис. 4. Как показано на этом рисунке, равновесная цена Ре и равновесное количество товара Qе достигается в точке Е пересечения кривых D и S. Представим, что в результате изменения какого-то фактора, например, роста среднего дохода домохозяйств, произошло повышение спроса на товар Х. Это приведет к смещению кривой D вправо до положения D1. Если полагать, что остальные факторы не меняются, то предложение останется прежним, кривая S не сместится. Из рисунка следует, что в результате сдвига кривая спроса перемещается вправо (вследствие увеличения спроса), а равновесие на рынке может установиться при иных значениях P и Q. Новая точка равновесия u соответствует точке пересечения прежней кривой предложений S и кривой спроса D1. Можно убедиться, что в точке равновесия u равновесны величины Pu и Qu. Они превосходят значения Ре и Qe; Pu > Pe и Qu > Qe. Значит, увеличение спроса сопровождается ростом как равновесной цены, так и равновесного количества товаров.

Если принять за начальную кривую спроса кривую D1 и предположить, что произошло уменьшение спроса под воздействием какого-либо фактора, в результате чего кривая спроса сместится влево, то можно прийти к заключению: при уменьшении спроса понижается как равновесная цена, так и равновесное количество товара. Точно такой же графический анализ можно сделать с кривыми предложения и на основании этого сформулировать четыре закона спроса и предложения:

1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены Ре, так и равновесного значения Qе.

2. Сужение спроса приводит к уменьшению и Ре, и Qе.

3. Повышение предложения способствует возрастанию Qе и снижению Ре.

4. Сокращение предложения обусловливает падение Qе и рост Ре.

Обратим внимание, что в случае изменения спроса, величины Ре и Qe изменяются в одном направлении (Ре растет и Qе изменяется в противоположных направлениях; Ре увеличивается, а Qе сокращается). Если произойдет одновременное изменение и спроса, и предложения, то величины равновесных Ре и Qе определяются в каждом конкретном случае степенью изменения спроса и предложения.

Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесных величин Qe и Pe при возрастании или уменьшении спроса и предложения. Однако для углубленного анализа динамики рынка порой недостаточна простая констатация факта, например, что с ростом предложения значения Qe возрастают, а значение Рe сокращаются необходимо знать, в какой степени изменяются равновесные величины при расширении предложения, как чутко реагирует QD товара Х на падение цены Рх. Проведение подобного анализа возможно с помощью понятия «эластичность».


(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)

Поделиться:




Темы из "Микроэкономика. Глава 2 Основы теории спроса и предложения":

2.1 Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос
2.2 Предложение товара и факторы, воздействующие на него
2.3 Равновесная цена
2.4 Эластичность спроса и предложения




поиск по сайту




Фреймворк Vue.js
UX-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024