Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 8 Монополистическая конкуренция » 8.2. Ценообразование при монополистической конкуренциии

8.2. Ценообразование при монополистической конкуренции

Для начала предположим, что каждая фирма отрасли производит какую-то определенную модификацию товара и тратит неизменную сумму на то, чтобы выделить свой товар из массы родственных товаров других фирм. Обратимся к рис. 18.

Рис. 16. Определение цены товара и объема выпуска в краткосрочном периоде

Величины P и Q определяются по точке Е пересечения кривых МС и MR. Если точка А лежит ниже кривой АТС2, то фирма несет убытки (прямоугольник PFBA); когда цена превосходит средние издержки на единицу продукции, фирма имеет прибыль (прямоугольник PAСD).

Как известно, кривая спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной; чтобы увеличить объемы выпуска фирма должна снижать цену товара, поэтому кривая предельной выручки MR лежит ниже кривой D. Согласно универсальному правилу 2, фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором MR = MC (точка E на рис. 16). В зависимости от величины Q и спроса на продукцию фирма установит цену товара P, соответствующую точке A на кривой D. Будет при этом фирма получать прибыль или нести убытки зависит от средних издержек на единицу продукции.

Если какая-либо фирма отрасли, например, фирма «Бета», начинает получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то это послужит сигналом для фирм других отраслей, и они начнут входить в данную отрасль (рис. 17).

Рис. 17. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Приведенные на рис. 17 кривые D, ATC1, MC совпадают с соответствующими кривыми на рис. 16, когда первоначально фирма имела экономическую прибыль. Это вызвало вхождение новых фирм в отрасль. Спрос на продукцию фирмы понизился, кривая D сместилась влево и стала более эластичной. Равновесие наступит, когда кривые Da и ATC1 будут соприкасаться в точке А.

Увеличение числа фирм в отрасли приведет к тому, что суммарный спрос на конкретный товар будет распределяться на большее количество фирм и спрос на продукцию фирмы «Бета» понизится. Это вызовет смещение кривой спроса фирмы «Бета» влево. Кроме того, рост числа конкурирующих фирм в отрасли повысит эластичность спроса на товар фирмы «Бета». В долгосрочном периоде вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю.

Соответственно, в случае, если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток капиталов. Выход фирм закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую прибыль, что и отражено на рис. 17.


(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)

Поделиться:




Темы из "Микроэкономика. Глава 7 Монополия. Глава 8 Монополистическая конкуренция":

Глава 7 Монополия
8.1 Основные черты монополистической конкуренции
8.2 Ценообразование при монополистической конкуренциии
8.3 Неценовая конкуренция




поиск по сайту




JavaScript-фреймворк React.js
Motion-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024