Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 6.3 Технология принятия решений

6.3. Технология принятия решений

Механизм формирования решений — это процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решений: описания проблемной ситуации; имеющихся времени и ресурсов; ограничений; целей и др.

При формировании решений обычно используют следующий алгоритм действий (последовательность этапов формирования решений):

1) определить возможную область и характер решений;

2) определить тип решений;

3) сформулировать крайние варианты множества решений (идеальный и наихудший);

4) сформировать альтернативы, расположенные между ними;

5) провести качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков альтернативных вариантов решений;

6) оценить вероятность реализации решений;

7) произвести сравнительную оценку предпочтений по достижению цели.

На первом этапе предварительный анализ проблемной ситуации дает возможность определить область решения: экономическая, техническая, организаторская, технологическая, и др., которые сужаются до определенных сфер.

На втором этапе определяется тип решений. Условно можно выделить три типа решений:

стандартные решения для типовых проблемных ситуаций;

решения-усовершенствования;

оригинальные.

Опыт показывает, что наибольшее распространение при принятии решений получили решения типа решения-усовершенствования. Это объясняется тем, что большинство экономических ситуаций, требующих управленческих решений, имеют аналоги (прототипы), известны их решения, и для новых аналогичных ПС формируют идентичные решения с некоторыми различиями и особенностями, отличающими ситуацию-прототип. Естественно, необходимо учитывать, чтобы количество различий не переросло в качественно новую ситуацию, так как в этом случае необходимо видоизменять или формировать новый класс проблемных ситуаций.

Оригинальные решения используются в том случае, когда известные решения-прототипы не подходят и нужен новый подход к разрешению ПС. Здесь обычно используются методы генерации идей (решений), основанные на следующих подходах:

• «мозговой штурм»;

• экспертный (системный) вывод;

• генерация альтернатив.

При решении проблемы данными методами обычно генерируют несколько альтернативных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Их вырабатывают столько, сколько можно получить по имеющимся входным данным и ограничениям. Из полученного множества отбираются наиболее эффективные решения, а из них — оптимальные (наилучшие).

На третьем этапе для обеспечения уверенности в степени полноты генерируемого множества решений целесообразно сформулировать два крайних варианта альтернатив: максимально желательный и минимально нежелательный, т. е. идеальный, но недостижимый и реальный, но нежелательный. Формирование этих крайних вариантов дает некоторую шкалу, на которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения, достижение максимума или ухода от минимума. Генерация промежуточных вариантов выполняется на четвертом этапе.

Для каждого сгенерированного варианта необходимо провести анализ на рациональность и достижимость и дать качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков. Эта задача решается на пятом этапе формирования решений.

В качестве критериев оценки в этом случае можно использовать значения вероятности выполнимости решения, анализ которых проводится на шестом этапе. При формировании системы предпочтений альтернатив критерии сравнения и оценки необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т. е. количественные оценки, технические характеристики; например: прибыль, затраты и др.).

На основании полученных оценок строится матрица, по значению которой и осуществляется выбор решения по выбранному заранее методу. Решение этой задачи осуществляется на седьмом этапе.

Так, при формировании решений и их оценке краткое изложение действий предполагает следующую последовательность операций: определение сферы и характера решения; выявление типа решения; разработка множества альтернативных решений; анализ и оценка альтернатив; определение степени реализации альтернатив; выбор критериев и оценка предпочтений.

Технологические процессы принятия решений во многом зависят от принятой технологии управления и задают последовательность операционных действий и их взаимосвязь в процессе управления. Совокупность принятых элементарных операций позволяет строить модель процесса принятия решений с подробным анализом всех составляющих, как технических, так и методико-технологических, представляющих средства новых информационных технологий в процессе управления и принятия решений (ПР). Однако, невзирая на технологические средства, используемые в процессе управления и ПР, можно выделить основные этапы управленческой технологии, сведенные к процедурам ПР по проблемной ситуации. При этом считаем, что проблемная ситуация находится в сфере действия (проблемной области) ЛПР.

В литературе по проблемам принятия управленческих решений содержание и набор операционных элементов трактуются с разной степенью детализации. Однако среди них можно выделить обобщенные процедуры в виде некоторого иерархического описания:

1-й уровень — организационный;

2-й уровень — информационный;

3-й уровень — технологический.

Первый уровень позволяет выявить этапы выполнения операций, отличающиеся структурной организацией работы. По организационно-структурной схеме различают следующие этапы:

• подготовка и анализ данных;

• подготовка задачи;

• разработка альтернатив;

• принятие решения.

Второй уровень выделяет этапы, различающиеся по характеру используемой информации. По такой информационной схеме выделяются следующие этапы:

• получение и подготовка данных;

• формулировка проблемной ситуации;

• подготовка задач;

• разработка модели и метода решения;

• разработка альтернатив;

• прогноз и оценка;

• определение (уточнение) критериев выбора;

• выбор;

• оформление решения.

Третий уровень показывает группы однородных технологических операций в процессе решения, т. е. конкретных операций по обработке информации, — информационную технологию. Здесь выделяют следующие этапы:

• поиск, получение и восприятие данных;

• фильтрация и «сжатие» данных;

• выявление ситуаций и постановка проблемы;

• определение проблемной ситуации;

• структуризация проблемной ситуации;

• квантификация факторов и связей;

• определение целей, критериев, условий;

• согласование и оценка компонентов задачи;

• формулировка задачи;

• разработка моделей решения задач;

• поиск, разработка и выбор процедуры решения задачи;

• разработка альтернатив;

• группировка альтернатив по целям, условиям и др.;

• прогноз и оценка реализуемости альтернатив;

• прогноз и оценка следствий реализации альтернатив;

• определение частных критериев и предпочтений для выбора альтернатив;

• обобщение критериев и предпочтений;

• выбор решения;

• интерпретация и оценка результатов выбора;

• реализация решения.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
6.2 Эффективность и качество управленческого решения

Текущая тема:
» 6.3 Технология принятия решений

Следующая тема:
6.4 Модели обоснования и выбора управленческих решений


поиск по сайту




Фреймворк Vue.js
UX-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024