Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 1.4 Менеджмент в современных условиях

1.4. Менеджмент в современных условиях

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные принципы организации, — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение имеет эта проблема на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.

Рынок — это своеобразный тип хозяйственных связей, в процессе реализации которых согласуются интересы и удовлетворяются потребности различных субъектов экономической деятельности на основе их взаимо- и саморегулирования. Это система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на данные товары. Функционирование рынка подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения. В соответствии с первым происходит формирование уровня средних цен в зависимости от уровня общественнонеобходимых затрат. В соответствии со вторым определяются равноценность обмена, соотношение денежных и товарных потоков. Рынок оказывает огромное влияние на развитие экономики страны и является главным ее регулятором.

Современная рыночная экономика характеризуется рядом признаков:

• сочетанием крупных, средних и мелких предприятий;

• развитыми социальными функциями государства, системой социальной защиты трудящихся;

• преобладанием рынка потребителя над рынком производителя;

• активной ролью человеческого фактора в производстве и управлении;

• государственным регулированием рынка.

Мировая хозяйственная практика свидетельствует о высокой эффективности рыночной экономики. Для того чтобы рынок в России стал таким же эффективным, как и в мире, необходимо выполнение ряда важнейших условий. К их числу относятся:

демонополизация экономики — политика государства, направленная на устранение монополии (государственной или какой-либо другой) и развитие конкуренции. Она реализуется с помощью законодательных мер, направленных на обеспечение возможности развития различных форм собственности (государственной, групповой, частной), увеличение количества производителей. Одним из возможных путей достижения этой цели может быть раздел крупных предприятий, объединений, корпораций на несколько самостоятельных, более мелких предприятий. Таким образом, устраняются привилегии отдельных предприятий-монополистов и открываются возможности для появления справедливого соперничества. Это создает предпосылки для развития малого бизнеса, позволяет предприимчивым людям открыть свое дело;

разгосударствление, приватизация в условиях государственной собственности. Приватизация — это продажа (передача) принадлежащих государству предприятий, движимого и недвижимого имущества в частную собственность. Смена собственника в ряде случаев помогает не только решить финансовые проблемы государства, но и повысить эффективность эксплуатации и содержания объектов собственности;

разделение государственного и хозяйственного руководства. В условиях рыночной экономики функции государственного и хозяйственного управления должны быть разделены. Это снижает зависимость хозяйственных единиц от политической конъюнктуры, разграничивает функции государства и предприятий, позволяет последним вести самостоятельную производственную и экономическую деятельность;

свободное движение всех факторов производства: товаров, капитала, рабочей силы. В условиях рынка открываются широкие возможности товарообмена. Это позволяет обогащать и насыщать рынки конкретных стран, регионов товарами высокого качества и, следовательно, в лучшей мере обеспечивать удовлетворение потребностей. Рынок способствует быстрому переливу капиталов из одной отрасли хозяйства в другую, стимулируя тем самым развитие самых эффективных. Одновременно с переливом капиталов происходит переброска рабочей силы в наиболее динамично развивающиеся отрасли производства, непроизводственной сферы, малый бизнес;

свободное ценообразование. Ценообразование — процесс формирования цен на товары и системы цен в целом. В рыночной экономике ценообразование происходит стихийно. Цены складываются под воздействием спроса и предложения в результате конкуренции. Производитель устанавливает цены на свою продукцию свободно, но в пределах, допускаемых экономической целесообразностью, и в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке (конъюнктуры рынка);

открытость и доступность рынка для всех. Нормальное развитие рыночных отношений предполагает возможность участия в конкурентной борьбе всех желающих, включая иностранные фирмы и иностранных предпринимателей. Степень открытости рынка определяет интересами страны, интересами отечественного бизнеса, т. е. находится в разумных пределах. В свою очередь, открытость рынка означает возможность выхода на внутренний рынок всех отечественных производителей, без ущемления интересов одних за счет других. Гарантировать это должно государство;

конвертируемость валюты. Под конвертируемостью валюты понимается возможность обмена валюты данной страны на валюты других стран по действующему валютному курсу. В общем смысле — это свободная обратимость валюты в любую другую валюту или в золото. Конвертируемость валюты и ее постоянный курс по отношению к другим валютам расцениваются как фактор устойчивости состояния экономики страны.

Было бы ошибкой думать, что развитие рыночной экономики происходит стихийно. Без эффективной системы управления оно было бы невозможно. Система управления рыночной экономикой в общем виде сочетает рыночное и государственное регулирование (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Система управления рыночной экономикой

Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса в конце 1970-х гг.

Рыночное самоуправление осуществляется в интересах обособленных субъектов экономической деятельности. Оно предусматривает самоуправление собственника, предпринимателя, членов трудового коллектива, профессиональное управление менеджера.

Исходным управленческим отношением является самоуправление собственника, реализующего свое право владения, распоряжения и использования собственности. Иначе говоря, самоуправление — это функция собственника, которая может осуществляться в полном объеме или частично. Осуществление собственником рыночного самоуправления в полном объеме означает, что он берет на себя управленческие функции предпринимателя, менеджера и членов трудового коллектива. Такой вариант рыночного самоуправления характерен в России для небольших частных предприятий. Возможны другие варианты. Например, в товариществах, акционерных обществах, особенно в крупных структурах, управленческие функции собственника, предпринимателя, менеджера и членов трудового коллектива разграничены. Эти функции выполняются наемным персоналом, включая директора.

Складывающееся между различными субъектами рыночной экономики разделение функций управления зависит от многих факторов. Прежде всего следует выделить внутренние присущие каждому субъекту функции. Для собственника — это владение, пользование, распоряжение. Часть полномочий в реализации этих функций собственник может делегировать другим субъектам рыночной экономики, прежде всего предпринимателю, путем предоставления собственности в трастовое использование, передачи ее в аренду, акционирования, контроля над использованием, участия в распределении прибыли. Данный вариант делегирования полномочий управления собственностью характерен для рыночной экономики.

Предприниматель как самостоятельный субъект рыночной экономики возник как результат отделения капитала-собственности от капитала-функции, вследствие чего собственник и предприниматель стали автономными друг относительно друга. Это означает, что собственник может не быть предпринимателем, а предприниматель — собственником.

Профессиональный менеджмент и его субъект — менеджер характеризуются с различных сторон. Во-первых, следует подчеркнуть принадлежность менеджмента к предпринимательской фирме, а не к государству и обществу в целом, хотя сама фирма может быть и частной, и государственной. Во-вторых, выделяется профессиональная направленность менеджмента, предусматривающая необходимость определенных знаний и умений.

Наряду с собственником, предпринимателем и менеджером в управлении фирмой принимает участие трудовой коллектив. Сфера управления трудового коллектива распространяется, прежде всего, на трудовые отношения и влияет на качество продукции и услуг. Трудовым коллективом совместно с администрацией предприятия на договорных началах устанавливаются продолжительность и распорядок дня, планируются отпуска, разрабатывается и совершенствуется система стимулирования, безопасности труда, обеспечения качества продукции и труда. Члены трудового коллектива осуществляют также консультативные функции при принятии важнейших управленческих решений, вносят предложения по совершенствованию деятельности предприятия. Круг выполняемых работниками функций управления зависит от уровня развития социального партнерства, приобретения ими акций, образования, квалификации, культуры, личных качеств работников и других факторов.

Государственное регулирование подразделяется на правовое, экономическое и социальное. Причем осуществляется оно как прямыми, так и косвенными методами.

К методам прямого регулирования относятся разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений. Это прежде всего:

• антимонопольное законодательство;

• государственный контроль цен;

• сертификация продукции (подтверждение государством соответствия товара, работы, услуги требованиям стандарта);

• тарификация работ;

• государственные заказы;

• поддержка малого бизнеса, приоритетных отраслей, экономически менее развитых территорий;

• финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• национализация и денационализация (приватизация).

Методы косвенного регулирования сводятся к созданию стимулирующих условий для деятельности субъектов рыночных отношений и включают налоговую систему, ценовую, амортизационную, финансово-кредитную политику.

Правовое регулирование реализуется путем разработки рыночного, хозяйственного и трудового законодательства (нормативных актов, методических указаний и инструкций), а также системы требований и запретов по экологии.

Экономическое регулирование осуществляется в форме разработки экономической политики, концепций, основных направлений, целевых комплексных программ развития, стабилизации денежной системы, совершенствования налоговой системы, контроля цен, дифференцирования процентных ставок за кредит, бюджетного планирования, финансирования народно-хозяйственных приоритетов, государственных заказов.

Социальное регулирование охватывает:

• трудовые отношения и социальные гарантии занятости, защиту социально незащищенных слоев населения и нетрудоспособных;

• разработку социальных нормативов, включая минимальные и рациональные размеры потребления важнейших благ и услуг, денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека по социально-демографическим группам населения.

Итак, роль государства состоит в установлении и охране общих правил функционирования рынка с использованием таких форм координирования:

• законодательство (в том числе антимонопольное);

• государственные заказы;

• лицензирование экспорта и импорта;

• определение кредитных ставок;

• различные формы стимулирования;

• контроль рационального производственного использования природных ресурсов;

• защита потребителя и т. д.

На государство возлагаются и задачи заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся:

• соблюдение экологической безопасности;

• защита социально-экономических прав человека (в том числе потребителей);

• перераспределение доходов;

• поддержка научно-технического прогресса;

• ликвидация структурных и региональных диспропорций;

• развитие эффективных международных экономических отношений и др.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на уровне народного хозяйства в целом, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, на котором осуществляются товарно-денежные отношения.

В переходный к рынку период долевое участие государственных органов в управ-лении меняется со значительного в начале до минимального уровня регулирования в конце. Формы государственного воздействия по мере продвижения по пути к рынку все в большей мере превращаются в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т. д.).

В Российской Федерации этот процесс неравномерен в силу действия объективных причин, таких как:

• большая территория страны, наличие регионов с различным уровнем развития;

• психологическая неподготовленность населения;

• отсутствие аналогов перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной.

Эволюция управления в переходный период направлена на формирование системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и повышению сложности задач, решаемых в регионах, а с другой — существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики России.

Государственный сектор экономики постепенно сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства. Однако даже в конце переходного периода на долю государственного сектора будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли снизится. Но управление такими предприятиями должно идти на комбинации методов рыночного и административного характера. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

В период перехода экономики Российской Федерации к рыночным отношениям организации все более отчетливо приобретают черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. Они самостоятельно решают вопросы не только внутреннего порядка, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций — далеко не полный перечень задач, которые раньше были вне компетенции организаций, а теперь составляют их существо. Наряду с экономической функцией организация выполняет и социальную роль, что отражается в понятии «социальная ориентация». Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, и с позиций решения важнейших социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организаций.

Самостоятельность предприятий требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретают и вопросы управления персоналом, так как в новых условиях он занимает ключевое положение в ресурсном потенциале и именно от него зависит успех организации в достижении целей.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
1.3 Эволюция менеджмента, становление теории и методики

Текущая тема:
» 1.4 Менеджмент в современных условиях

Следующая тема:
2.1 Закономерности и принципы организационных изменений


поиск по сайту




JavaScript-фреймворк React.js
Motion-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024