Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Финансы »4.4 Виды финансовых планов, их характеристика

4.4 Виды финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ.

Бюджет составляется исполнительным органом власти и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными и правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

В соответствии со ст. 169 БК РФ бюджет как план в Российской Федерации с 1 января 2008 года составляется:

- на федеральном уровне — на три года (очередной финансовый год и плановый период);

- на региональном и муниципальном уровнях — на один (очередной финансовый) год или три (очередной финансовый год и плановый период) года в зависимости от положений региональных и муниципальных нормативных и правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс в соответствующем субъекте РФ или муниципальном образовании.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами и утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

Согласно ст. 145, 169 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются и утверждаются: на федеральном уровне — на три года (очередной финансовый год и плановый период); на региональном и муниципальном уровнях — на один (очередной финансовый) год или три (очередной финансовый год и плановый период) года.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативными и правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость: максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов
и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.e. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей (табл. 4.1). Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.

Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

Таблица 4.1 Состав статей сводного бюджета коммерческой организации

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

• повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;

• обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;

• расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении дол госрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.

Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять бюджетную смету.

Бюджетная смета является документом, устанавливающим лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов.

Бюджетная смета является основным плановым документом, определяющим объемы бюджетного финансирования бюджетных учреждений. Она составляется и утверждается на очередной финансовый год в порядке и по форме, разработанным и утвержденным главным распорядителем средств бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ1.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Показатели бюджетной сметы представляются в виде таблицы, содержащей информацию о наименованиях направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодах классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммах бюджетных ассигнований по каждому направлению.

Бюджетная смета составляется бюджетным учреждением на основании:

1) разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения или государственного (муниципального) задания2;

2) лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ финансируются расходы на:

- оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти и местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и нормативными правовыми актами;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Утверждение бюджетной сметы происходит после принятия закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок утверждения бюджетных смет бюджетных учреждений определяется главным распорядителем бюджетных средств3 (право утверждения бюджетных смет может быть предоставлено руководителю главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также руководителям бюджетных учреждений4).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3 установлено, что до разработки и вступления в силу федерального закона, устанавливающего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, средств от иной приносящей доход деятельности, эти доходы и поступления и их использование отражаются в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Таким образом, в настоящее время бюджетные учреждения в Российской Федерации составляют два плановых документа:

• бюджетную смету;

• смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (если данному учреждению разрешено вести предпринимательскую деятельность в соответствии с его уставом, нормативными и правовыми актами).

Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. В смете доходов и расходов некоммерческой организации указываются: 1) поступления из всех источников (ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной разрешенной уставом организации деятельности, приносящей доход, пожертвования и благотворительные взносы и т.д.), 2) расходы, включая платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок (оставления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.

1 Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения июджстной сметы бюджетного учреждения в соответствии со ст. 165, 221 Ыпджстного кодекса РФ утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 20.11.2007 № 112 н.
2 Требования к государственному (муниципальному) заданию установлены ст. 692 Бюджетного кодекса РФ.
3 См.: пп. 8) п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
4 В случае доведения до подведомственных бюджетных учреждений государственных (муниципальных) заданий руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета должен предоставить право утверждения бюджетной сметы руководителю данного бюджетного учреждения.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Поделиться:




Предыдущая тема:
4.3 Этапы и методы финансового планирования

Текущая тема:
» 4.4 Виды финансовых планов, их характеристика

Следующая тема:
5.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы





поиск по сайту




JavaScript-фреймворк React.js
Motion-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024