Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Финансы »12.4 Характеристика доходов бюджетов разных уровней

12.4 Характеристика доходов бюджетов разных уровней

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления для финансового обеспечения ими свои функций и задач.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет доходы бюджета как «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». Данное определение не отражает экономическое содержание доходов бюджета, а лишь констатирует, что не все поступающие в бюджет средства являются его доходами.

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и иными законодательными актами.

Установленные принципы бюджетной системы РФ обусловливают и принципы организации системы доходов бюджета. Важнейшими из них являются следующие.

1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике этот принцип реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом власти соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и привлеченных) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета. Этот принцип обеспечивается тем, что нормативные акты, определяющие формирование доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

Вместе с тем данный принцип предполагает возможность оперативного изменения системы доходов бюджета в случае непредвиденных обстоятельств. Это наглядно продемонстрировал мировой экономический кризис 2008—2009 гг., когда практически все государства, вовлеченные в его орбиту, вынуждены были в срочном порядке вносить изменения в систему доходов своих бюджетов. В России серьезно была ослаблена фискальная нагрузка на экономику в целом и прежде всего на ее реальный сектор. В частности, в соответствии с принятыми в налоговое законодательство поправками в начале 2009 г. с 10 до 30% увеличена амортизационная премия, с 24 до 20% снижена ставка налога на прибыль, введен менее обременительный порядок взимания НДС (по факту). Субъекты РФ получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес в пределах 5—15%.

Как показал опыт, подобные меры дали наибольший результат в тех странах, где существовала стабильная, отработанная нормативная база функционирования системы доходов бюджета.

3. В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Он базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. В частности, преодоление кризисных явлений, согласно Дж. Кейнсу, может быть достигнуто посредством стимулирования потреблении через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходом или за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно и конкретной экономической ситуации, так как сдерживает рост государственных заимствований.

Анализ формирования доходов бюджетов в разных странах, а также в Российской Федерации в различные исторические периоды показывает, что, несмотря на многообразие конкретных платежей, существовали и существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 41) в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. С точки зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета могут быть выделены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах разных уровней бюджетной системы, если их создание предусматривается действующим законодательством определенного государства. При этом доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов, их формирование и использование осуществляются в особом порядке, величина определяется ежегодно законом о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год.

Конкретный состав налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений зависит от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых государством экономических и социальных задач. Например, до перехода России на рыночные принципы в доходах бюджетов преобладали обязательные неналоговые платежи, позволявшие органам государственной власти наиболее полно реализовывать административно-командный подход в мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; формы и методы мобилизации бюджетных доходов имели жестко централизованную систему взимания, носили ярко выраженный фискальный характер и строились на использовании индивидуальных ставок для предприятий соответствующих отраслей экономики. С переходом на рыночные условия хозяйствования в составе доходов и формах их мобилизации произошли коренные изменения: доходы стали формироваться главным образом на основе налоговых платежей, что означало их перевод на правовую основу, регулируемую законодательно.

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. В последние годы доля налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ составляла от 85 до 92%. В структуре доходов федерального бюджета на 2008—2010 гг. более 80% занимают поступления от четырех налоговых источников: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ; налог на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию РФ; налог на добычу полезных ископаемых.

Налоговые платежи характеризуются следующими признаками.

1. Установление и взимание этих платежей осуществляется на основе принятых законодательных актов государства, прежде всего его конституции.

2. Конкретный перечень налогов, порядок их исчисления и взимания определяются налоговым кодексом государства.

3. Императивность налогов, обусловленная первым признаком, означает безусловную обязанность плательщика своевременно и в полном объеме уплатить налог государству.

4. Индивидуальная безвозмездность налогов, т.е. конкретный налогоплательщик, уплатив налог, не получает какой-либо выгоды или компенсации от государства. С экономической точки зрения данный признак проявляется в одностороннем движении
стоимости от плательщика к государству.

5. Все уплачиваемые налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства.

Неналоговые доходы по сравнению с налоговыми имеют следующие отличия.

Во-первых, механизм их установления, исчисления и взимания определяется комплексом нормативных правовых актов: Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, федеральными законами, регулирующими порядок использования и приватизации государственного и муниципального имущества и др.

Во-вторых, они могут иметь как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе, т.е. основанием для их возникновения может быть волеизъявление самого плательщика. Для неналоговых доходов в болышей степени характерен признак целевой направленности в их использовании.

В-третьих, основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, что характерно для налоговых платежей.

В-четвертых, большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или’иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами. Вместе с тем неналоговые доходы любого бюджета не играют главной фискальной роли.

И Наконец, в-пятых, величина платежа не зависит от дохода (прибыли) плательщика и не связана с результатами его хозяйственной деятельности.

Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке РФ и кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления и др.);

• доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• прочие неналоговые доходы.

Относительно высокая доля неналоговых доходов в бюджете Российской Федерации наблюдалась в периоды масштабного проведения приватизации. В 1998 г. она значительно сократилась вследствие кризиса экономики, снижения рыночной стоимости государственной собственности и, как следствие, невыполнения программ приватизации. В настоящее время в условиях реформирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых доходов и обеспечение стабильности их поступления.

Безвозмездные поступления, в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ включают:

• дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

• субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

• иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К собственным доходам бюджета относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений (за исключением субвенций).

Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию).

По методу взимания все доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика была приведена выше).

В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции расходов.

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую информацию при выработке направлений социально-экономической политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обществе. Так, в развитых демократических государствах население, как правило, в большей степени реализует свою публично-правовую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через косвенные налоги.

По юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

Из всех приведенных выше классификаций наибольшее значение имеют первые две, так как именно они отчетливо показывают тенденции развития доходов бюджета, дают необходимую информацию для определения резервов их роста и направлений совершенствования.

Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение внутри бюджетной системы преимущественно путем разграничения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) бюджет каждого уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники доходов и возможность получения субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ имеет свои особенности.

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается полностью или частично бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доходы федерального бюджета).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от федеральных налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственную пошлину1.

Кроме того, в состав доходов федерального бюджета включаются доходы от следующих налогов, взимаемых в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными режимами (ст. 18 НК РФ): единый сельскохозяйственный налог, платежи по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.

Примерно 85% общего объема доходов федерального бюджета формируется за счет налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций.

В состав неналоговых доходов федерального бюджета в отличие от бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов включаются помимо вышеперечисленных доходов отчисления от прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, консульский сбор, взимаемый на территории Российской Федерации, доходы от операций с государственным материальным резервом. Согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 120- ФЗ с 1 января 2005 г. неналоговые доходы федерального бюджета формируют ся также за счет лицензионного сбора на производство и o6opoт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, таможенных пошлин и таможенных сборов, патентных пошлин.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

• налоговых доходов от установленных региональных налогом, а также от федеральных налогов и сборов, нормативы отчислс

иий по которым определены Бюджетным кодексом Российской Федерации;

• неналоговых доходов;

• безвозмездных поступлений, решающую долю которых составляют межбюджетные трансферты, поступающие из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В то же время в составе доходов региональных бюджетов не учитываются доходы от федеральных и региональных налогов, передаваемые местным бюджетам.

Налоговые доходы составляют более 85% всех доходов бюджетов субъектов РФ. При этом в полном объеме подлежат зачислению в бюджет доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога. Однако бюджетным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право передавать часть региональных налогов в местные бюджеты путем установления нормативов отчислений по ним в соответствии с федеральным законом Российской Федерации (за исключением федерального закона о бюджете Российской Федерации или иного закона Российской Федерации на ограниченный срок действия).

Все региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на их территории. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Это обусловлено значением, которое данные платежи имеют для формирования походов региональных бюджетов, и их ролью как регуляторов экономического и социального развития регионов.

Из общей суммы налоговых доходов субъектов РФ примерно 80% приходится на отчисления от федеральных налогов и сборов, таких как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, взимаемые в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными режимами, некоторые сборы и государственная пошлина. Начиная с 2005 г. состав доходов от федеральных налогов и сборов и нормативы отчислений от них в бюджеты субъектов РФ определяются Бюджетным кодексом РФ.

Неналоговые доходы представлены в бюджетах субъектов РФ в основном доходами от использования и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, частью прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов в бюджет, доходами от платных услуг, оказываемых региональными органами власти, а также штрафными санкциями за негативное воздействие на окружающую среду.

В условиях значительной дифференциации социально-экономического развития регионов в формировании доходов региональных бюджетов весьма существенная роль принадлежит межбюджетным трансфертам. По данным Министерства регионального развития РФ по объему валового регионального продукта надушу населения минимальное и максимальное значения среди регионов разнились в 2004 г. в 73 раза, в 2006 г. — в 117 paз, по основному капиталу на душу населения в 2004 г. — в 184 раза, и 2006 г. — в 235 раз. В 2008 г. отмечен одиннадцатикратный разрыв в бюджетной обеспеченности между десятью самыми богатыми и десятью самыми бедными субъектами РФ2.

Вследствие этого нарастает дисбаланс в социально-экономическом развитии регионов, который компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Последние предоставляются бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий и субвенций. Помимо межбюджетных трансфертов, в состав безвозмездных поступлений в региональные бюджеты включают и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

При формировании бюджета на 2010-2012 гг. поставлена задача укрепления собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ путем передачи этому уровню бюджетной системы РФ некоторых налогов.

Доходы местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) формируются за счет:

• доходов от местных налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, включая муниципальные правовые акты;

• доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

• неналоговых доходов;

• безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы вводятся правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые имеют право определять такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Важно отметить, что представительные органы местного самоуправления не могут устанавливать и вводить налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется за счет налоговых доходов, закрепляемых за соответствующим видом местного бюджета (бюджетов поселений, бюджетов городских округов, бюджетов муниципальных районов) Бюджетным кодексом РФ, а также передаваемых органами государственной власти субъектов РФ и в отдельных случаях — органами местного самоуправления иного муниципального образования.

Налоговые доходы соответствующих видов местных бюджетов формируются за счет:

• местных налогов — земельного налога (по нормативу 100%) и налога на имущество физических лиц (по нормативу 100%);

• федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и др. — по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ для каждого вида местного бюджета);

• федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и передаваемых органами государственной власти этих субъектов и местные бюджеты (ст. 58 Б К РФ).

Налоговые доходы зачисляются в местные бюджеты по нормативам, устанавливаемым Бюджетным кодексом РФ; законами субъектов РФ в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и передаваемых местным бюджетам; решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов — в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов и передаваемых бюджетам поселений.

По данным Минфина России, в 2008 г. налоговые доходы в структуре доходов местных бюджетов составляли 38,2%. При этом в общей их сумме основную долю занимали отчисления oт налога на доходы физических лиц — 68,6%, а доходы от местных налогов — лишь 11,5%, в том числе земельный налог — 10,3%, налог на имущество физических лиц — 1,2%. На долю неналоговых доходов приходилось около 17% собственных доходом местных бюджетов, из которых основную часть составляли
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Неналоговые доходы представлены в местных бюджетах в основном доходами от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходами oт перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, доходами от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления платежами при пользовании природными ресурсами, доходами от оказания платных услуг муниципальными учреждениями, доходами от продажи имущества, а также штрафными санкциями за нарушение законодательства Российской Федерации.

Безвозмездные поступления в местные бюджеты включают безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе дотации из бюджетов субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии из бюджетов субъектов РФ, субвенции из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетом, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

Характерные черты процесса формирования доходов местных бюджетов и их источники можно показать на примере поселении расположенных на территории Плавского района Тульской области. Прежде всего отмечается значительная доля межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в расходах областного бюджета: в 2008 г. — 34% и в 2009 г. — 33%. В доходах бюджета муниципального района в 2007—2009 гг. более 70% приходилось на межбюджетные трансферты. Доходы бюджетов большинства поселений формировались преимущественно за счет межбюджетных трансфертов, средний уровень налоговых доходов составлял 23,6%, из которых 13,6% приходилось на налог на доходы физических лиц и 7,9% — на земельный налог3.

Механизм замены межбюджетных трансфертов на дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты, вводимые в 2006—2008 гг., не удалось реализовать в полной мере. В 2008 г. доля субвенций в доходах отдельных муниципальных районов составляла 50—60% их доходов при среднем уровне 23% по муниципальным образованиям.

Таким образом, задача укрепления доходной базы местных бюджетов не теряет своей актуальности. Для ее решения основным направлением является совершенствование системы разделения налоговых источников между государством и муниципальными образованиями, закрепление за последними полностью или частично на постоянной основе отдельных региональных налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога). Большое значение имеет и совершенствование механизма функционирования земельного налога и налога на имущество физических лиц.

1 Однако отнесение налогов к федеральным, региональным или местным не означает, что они поступают в доход соответствующего бюджет. Поэтому не все перечисленные налоги поступают в доходы федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года доходы от уплаты, например, налога на доходы физических лиц в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в региональные и местные бюджеты.
2 См.: Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации; Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения в условиях финансового кризиса / / Финансы. — 2009. — № 5. — С. 10.
3 Финансы. — 2009. — № 1. — С. 9.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Поделиться:




Предыдущая тема:
12.3 Содержание и формы организации межбюджетных отношений

Текущая тема:
» 12.4 Характеристика доходов бюджетов разных уровней

Следующая тема:
12.5 Состав расходов бюджетов разных уровней





поиск по сайту




Node.js
Продуктовый дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024